Все замещающие семьи проходят через несколько
этапов становления. В течение 5 лет семьи проходят следующие этапы становления:
1.«Ядерный
шлейф» или стресс, связанный
с нерешенными проблемами приемной семьи (до 6 мес.). Семья переживает
структурные изменения, связанные с включением в нее новых членов. Приемные дети
пытаются воспроизвести привычные стереотипы поведения. Они начинают
идеализировать биологическую семью. Приемные родители идеализируют образ
сплоченности биологической семьи приемного ребенка. У приемных матерей
увеличивается эмоциональная нагрузка. Члены семьи ожидают от нее исполнение
роли лидера. Статус приемных отцов резко снижается.
Для приемных родителей рекомендуется
установление более открытых границ между членами семьи и введение некоторых
ограничений во взаимодействии с окружением (соседями, друзьями). Необходимо
научиться принимать решения совместно, это поможет при сплочении семьи.
2.Этап
перестройки, формирование новой детской подсистемы, актуализация борьбы психологических защит
между родительской и детской подсистем (7 – 12 мес.). Ощущение эмоционального
неблагополучия повышается у кровных детей. Они начинают чувствовать себя
«неэффективными».
В этот период родителям необходимо
фиксировать свое внимание на достижениях как приемных, так и кровных детей.
Практически весь первый год в приемных семьях
наблюдается склонность к «сверхконтролю» за поведением приемных детей.
К концу первого года семья должна выработать
новые правила поведения и правила использования методов поощрения и наказания.
3. Завершение «первой волны» перестройки
семьи. Приемная семья
начинает выступать в новом качестве – профессиональной замещающей семьи (до 24
мес.). К началу второго года у детей наблюдается первый пик состояния
эмоционального благополучия. Это способствует большей раскрепощенности,
активности детей. Начинает повышаться уровень агрессивности детей, может
проявляться и асоциальное поведение. В тех семьях, где дети чувствуют принятие,
они совершают различные неблагоприятные поступки дома (чаще всего это
воровство). В семьях, где есть определенная холодность в отношениях, дети
воруют у учителей в школе или воспитателей детском саду.Это «проверка»
на безусловность принятия. К 1,5 годам родители начинают испытывать чувство
вины по отношению к приемным детям.
3.Этап
отделения приемных детей.
Это «новая волна» перестройки семьи (до 42 мес.). К 3 годам начинается новый
этап в отношениях, пик которого приходится на 3,5 года. Кровные дети покидают
дом, а приемные дети начинают переживать кризисы подросткового возраста.
Приемная семья начинает переживать новую волну переструктурирования. Повышается
уровень конфликтности в семье. Могут возобновиться случаи обмана и воровства
детей.
Возрастает уровень неудовлетворенности у
матерей. Они начинают ощущать свою ненужность для детей, возникает боль от
близости «пустого гнезда». В этот период необходима близость в супружеских
подсистемах, что поможет создать
разумную автономию для приемного ребенка.
4. Начало нового цикла «ожидания пустого
гнезда». Детская подсистема
становится более автономной, в связи с чем семейная система окончательно
переструктурируется (48-60 мес.). Кризис завершается, устанавливаются более
автономные правила, которые стабилизируют отношения в семье